Уровни развития сознания

 

 

 

Уровни развития сознания: животный, человеческий, интуитивный

 

 

981726312f07b1c0b3fac2053455ab4d_h-2973

 

 

 

Уровни развития сознания в этой статье рассматриваются через призму инстинктов, интеллекта и интуиции. Эта классификация уровней развития может использоваться как глобальная лестница эволюции на планете, но здесь она применяется для рассмотрения конкретно человеческой эволюции.

 

Социальные, психологические и духовные аспекты развития личности подробней рассматриваются в статье «этапы развития личности». А здесь я продолжаю тему «принятия решений» – это тема влияний – причин и мотивов, побуждающих нас действовать под руководством инстинктов, интеллекта и интуиции.

 

Каждый человек, в зависимости от уровня развития сознания имеет различные виды стимулов, причин для совершения тех или иных поступков, и вообще для принятия решений и выбора как такового. Ниже кратко опишу разновидности базовых стимулов.

 

Животный (инстинктивный) уровень развития сознания

 

Инстинкты – это реакции, направленные на удовлетворение базовых телесных потребностей. Животные как существа, еще не способные на разумные выводы и действия, вынуждены переживать почти постоянный страх, чтобы избегать опасностей: убегать, учуяв запах хищника, искать пропитание и кров. Животные на своем уровне развития имеют превосходную реакцию т.к. не тратят времени на анализ и обдумывание ситуации. Их действия можно назвать абсолютно искренними, прямыми. Животные действуют мгновенно, по ситуации, но их реакция ограничена размытым неглубоким инстинктивным уровнем сознания.
 

 

Человеческий (интеллектуальный) уровень развития сознания

 

Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути осуществления. Для человека как существа более разумного страх уже не играет такой значительной роли, т.к. за большую часть работы психики, за принятие решений теперь отвечает интеллект. 

 

Страх сквозит где-то на уровне подсознания. Тем не менее, до абсолютной разумности обывателю еще далеко, и если предположить на его уровне развития сознания возможность полного устранения страха, эта неразумность проявится в полной мере – человек начнет совершать опрометчивые и опасные для жизни поступки. Подобное наглядно проявляется в поведении под действием алкоголя, когда чувства притупляются по причине сужения сознания.

 

Иначе говоря, в той сфере, где разум проявляет себя не в полную силу, на сцену выходят более грубые органы контроля, связанные с проявлением эволюционного прошлого (животного уровня развития сознания). И здесь я делаю одно смелое допущение: когда человек привносит в действия абсолютную разумность, страх и грубые эмоции уходят из жизни навсегда.

 

Физическая реакция на человеческом уровне развития сознания в сравнении с животным уровнем – заторможенная, потому что человек воспринимает реальность через слой ментального буфера, в котором происходит оценка и анализ ситуации. В зависимости от уровня разумности (силы различения) человек, в ходе анализа принимает верные, либо ошибочные решения, вытекающие в относительно эффективные действия.

 

Развитие сознания на человеческом уровне возможно лишь в состоянии дисбаланса, когда существует проблематика, когда настоящее не удовлетворяет и есть к чему стремиться. А состояние «удовлетворенности» в большинстве случаев не только останавливает развитие сознания на текущем уровне, но и приводит к деградации. 

 

Возможно, вы слышали об известном эксперименте, где ученые, подключили к мозгу мыши электроды и сделали специальную педальку, нажимая на которую мышь переживала оргазм. После нескольких сотен оргазмов, пережитых в течение часа, мышь умерла от потери энергии. Иными словами, на определенном уровне развития в условиях непрерывного блаженства живой организм приходит к деградации и вымиранию.
 

Возникает вопрос: может ли человек развиваться без страданий? Получается, что на человеческом уровне развития, сознание вынуждено переживать дискомфорт лишь по той причине, что счастье без страданий в конечном итоге, приводит к вымиранию. К сожалению, на текущем уровне развития нашего общества, как это ни парадоксально, человек вынужден находиться в относительной опасности, чтобы выжить.

 

Чтобы понять истинные причины человеческого несчастья, необходимо проанализировать наш текущий уровень развития сознания, природу нашей самоидентификации. Реальность для обывателя выглядит, как своего рода серьезная стратегическая игра. В этой игре у нас есть личный расклад карт. Среди слабых карт: наши уязвимые места, страхи и долги. Среди козырей: способности, ресурсы, связи. Мы используем имеющийся расклад, чтобы достигать желаемых целей, преодолевая слабости. Все это – внешняя, поверхностная сторона человеческого уровня развития сознания. Внутренняя сторона неизмеримо сложней – она кипит бесчисленными переживаниями, чувствами, мыслями, множеством бессознательных влияний.

 

Человеческий интеллект представляет собой своеобразный психический магнит с полярностями плюса и минуса, хорошего и плохого, добра и зла. Интеллект устроен таким образом, чтобы человек тянулся к приятным переживаниям, и отталкивал неприятные. Именно интеллект разделяет реальность на двойственные спектры: счастья и страдания, добра и зла, светлого и темного, высокого и низкого и т.п. 

 

 И до тех пор, пока мы отождествляемся с интеллектом, для нас принцип его работы является главенствующим. Страдания на человеческом уровне развития сознания неизбежны. И вся мудрость заключается в том, чтобы достойно прожить положенную порцию сложных переживаний – без подавления и зацикливания – с наименьшим сопротивлением.

 

В благоприятных условиях в каком-нибудь раю для двойственного ума перестают существовать какие-либо стимулы к дальнейшим действиям, т.к. все устраивает, и сознание на человеческом уровне развития в комфорте неминуемо засыпает, скатывается к более грубому, животному уровню – ниже порога вибрации интеллекта. Поэтому те небольшие препятствия и тот дискомфорт, который жизнь нам устраивает, можно воспринимать как благодать, как эффективнейший метод развития сознания на его текущем уровне эволюции. В раю обыватель тупеет и деградирует, в быту и в работе – растет и развивается.

 

Переживания нашего мира двойственны. Привязываясь к приятным переживаниям, мы неминуемо переживаем и страдания. С одной стороны подобная двойственность выглядит несправедливой. Неужели без страданий на человеческом уровне развития действительно нельзя? С другой стороны, если бы человек переживал лишь приятные переживания, у него бы не возникало стимулов к дальнейшему движению, он не смог бы оставить свой текущий уровень, ради более тонкого, и навсегда остался бы в тупом забытье. Страдание – инструмент развития.

 

Приятное состояние – это лишь частица истины, боль – ее противоположность, которая словно говорит нам, чтобы мы проснулись, оставили эту «полуистину», отпустили эти образы, иллюзии, и двигались к новым уровням развития сознания – к истине и свободе. Поэтому так важна сознательная, намеренная эволюция, когда движешься не из-под палки, а силой собственного разумения.
Возможно, самой природой нам предназначено познать суть происходящего, выйти за рамки собственного ума к более высокому уровню развития сознания; и только тогда может быть по-настоящему удовлетворена тяга к единству противоположностей, к гармонии и целостности.

 

Интуитивный уровень развития сознания

 

В ходе развития, сознание постепенно начинает рассматривать плоскость интеллекта, как глубоко вторичную, и перестает поглощаться мыслями. Интеллект является чрезвычайно эффективным фактором эволюции природы, тем преходящим звеном (уровнем развития), благодаря которому сознание осуществляет взаимодействие с миром объектов, заставляет нас, пребывая в неустойчивости постоянно двигаться к новому уровню комфорта. Но, как и любая система, ментальный механизм когда-нибудь начинает себя исчерпывать, достигает своего предела, и в определенных условиях уступает место новым более тонким и эффективным инструментам познания.

 

В ходе наблюдения за происходящим, у меня выработалась своеобразная эзотерическая концепция – брать на веру не советую, но имеет смысл понаблюдать за ее проявлением в своей жизни. Дело в том, что природа требует от человека роста и самопознания (постоянного перехода к новым уровням развития), а когда это происходит намеренно, сознательно, тогда силы свыше сокращают количество грубых «кармических» событий – неприятностей, которые побуждают расти над собой в силу отрицательных переживаний.

 

Иными словами, хоть человек и находится под влиянием «закона» кнута и пряника, он может сознательно выбирать «пряник», тогда в «ударах» кнута уже нет особой необходимости. При сознательном подходе отработка кармы и выход стрессов происходят более гладко, нежели в случаях, когда человек не понимает причину возникающих событий и переживаний.

 

На человеческом уровне развития сознания мы склонны искать причину внутренних переживаний во внешнем мире, что в корне ошибочно, т.к. внешний мир несет лишь видимость этой причины. События на самом деле сами собой выстраиваются в соответствии с той кармой, с теми переживаниями, для которых настало время проявиться на текущем уровне развития сознания. Событийный уровень в каком-то смысле вообще – иллюзорен т.к. без наших мыслей и чувств он не имеет «окраски», какого-либо значения. На самом деле за пределами мысли вообще ничего не существует, и никогда не было, кроме одного… Вне ума есть только одно событие и это событие – Бог.
 

 

В зависимости от веры, или интеллектуальных предпочтений слово «Бог» можно заменить, например: абсолютом, непроявленной реальностью, безличным хаосом, парадоксальным объективным вечным «сейчас». Эта истина становится очевидной на интуитивном уровне развития сознания.

 

В контексте этих обстоятельств смысл жизни каждого человека – в развитии сознания. Когда человек по-настоящему достигает ступени разума, он обретает возможность выходить и за его пределы – за пределы двойственного мира, в котором все делилось на разные аспекты приятного и неприятного.
 

На более глубоком уровне развития сознания, разум разделяет свою роль с интуицией, со временем полностью уступая ей бразды правления. 

 

Интуиция проявляет себя как фактор доверия происходящей реальности. Возникает ощущение абсолютной спонтанности происходящего. Вы находитесь в «центре» существования, словно вся реальность вращается вокруг вас. Ваша природа – чистое существование, бесформенный зритель жизни. На этом уровне развития сознания ментальный буфер устраняется, и спонтанная реакция на каждый импульс следует мгновенно. С этого уровня начинается переживание, именуемое в восточных учениях термином «лила» – спонтанная игра.

 

Итак, можно выделить три уровня развития сознания и три уровня стимулов, которыми руководствуется наше поведение: животный, человеческий и божественный. Или другими словами: инстинктивный, интеллектуальный и интуитивный уровни. Инстинкт – следование рефлексу с целью осуществления цели, которая даже толком не осознается.

 

 Интеллект подразумевает осознание цели на ментальном уровне, логическое осмысление и выбор наилучшего пути к ней. Интуиция – сущностное, истинное осознание цели и пути. «Intuitio» с латинского языка переводится как созерцание. Чтобы видеть истину вне ума, необходима осознанность. Интуиция – это способность трезво оценивать ситуацию прямым сознанием, минуя ментальный буфер.
 

 

Основной посыл, который призвана дать эта статья о трех уровнях развития сознания – это понимание, хотя бы на уровне ума, что непрерывное развитие и самопознание – истинная цель нашего пребывания в текущих условиях жизни.

 

 

10-_1-768x1048

 

 

 

 

Автор: Игорь Саторин

 

 

 

Публикация:www.aum.news

Сайт:http://rakursvl.ru/