Прощать — значит видеть свет Бога!
Представьте себе на мгновение, что счастье — это наше естественное состояние бытия. ВЦентре Аттитюдинального Оздоровления, где прощение является значительной частью всего, что мы делаем, мы говорим, что сущностью нашего бытия является любовь*. Мы учимся смотреть на жизнь с той точки зрения, что мы представляем собой существа духовные, лишь временно пребывающие в своих телах. Когда мы смотрим на свою жизнь таким образом, то начинаем видеть, что любовь и счастье неразрывны.
И прощение учит нас тому, что можно выбрать любовь, а не страх, мир, а не конфликт, независимо от обстоятельств, влияющих на нашу жизнь.
Прежде чем мы начнем говорить о прощении, давайте вкратце исследуем корни несчастья.
Если мы взглянем на то место, где несчастье начинается, то сможем прийти к совершенно иному взгляду на мир. И лучше всего начинать это исследование с той части нас самих, которая верит, будто наше счастье зависит от чего-то вне нас.
Жизнь в нашем современном мире заставляет нас верить в то, что деньги и накопление материальных вещей может сделать нас счастливыми. Но проблема заключается в том, что чем больше мы накапливаем, тем больше хотим. Как бы много мы ни получали, практически всегда кажется, что этого недостаточно.
Как только мы начинаем делать выбор исходя из этой точки зрения, мы привыкаем верить в то, что в конце концов найдем нечто вне себя, что принесет нам вечное счастье. Тот факт, что этот поиск обычно оканчивается чувством разочарования, гнева и даже безнадежности, является ключом к тому, что это убеждениене работает.
Почему нам так трудно понять, что наш поиск горшка с золотом на конце радуги лишь скрывает тот факт, что мы одновременно являемся и радугой, и золотом?
В этом мире существует так много соблазнов, на которые можно возложить ответственность за наши несчастья, нехватку денег и материальных благ. Мы смотрим вокруг себя и видим людей, у которых есть больше, чем у нас, которые кажутся более счастливыми, чем мы.
Мы обращаемся к другим людям и стремимся заполнить пустоту в наших душах нашими взаимоотношениями. Может показаться, что мы совершаем большой скачок, начиная видеть ответ не в большем количестве материальных вещей, а в других людях. Но та же часть нас, которая говорит нам, что ответы следует искать вне нас самих, также говорит нам, что мы можем сделать других людей ответственными за наше счастье. Несомненно, если бы мы только могли найти нужного человека, то нам удалось бы полностью реализоваться в жизни!
Очень скоро мы начинаем бегать по бесконечному кругу психологической «беговой дорожки», разочарованные и несчастные, потому что ни деньги и вещи, ни наши взаимоотношения не делают нас счастливыми. У нас случаются моменты счастья, но они кажутся слишком скоротечными.
Мы начинаем чувствовать, что жизнь загнала нас в ловушку. Но какая — можем спросить мы — тому альтернатива?
Что это за часть нас, которая заставляет нас продолжать поиски вне нас самих? Можем ли мы хотя бы назвать ее? Это та часть нас, которая верит, что наша истинная сущность ограничена нашим телом и нашим личностным «я». Это та часть нас, которая презрительно улыбается в ответ на любое предположение о том, что мы являемся существами духовными, лишь временно обитающими в своих телах.
Я предпочитаю использовать термин эго, для описания той части нас, которую так заботит все внешнее. Эго старается оправдать свое присутствие в нашей жизни, говоря нам, что оно всего лишь стоит на страже наших интересов, что нашим телам необходимо, чтобы оно руководило ими, а иначе мы случайно шагнем под мчащийся на полной скорости грузовик или забудем накормить себя или защитить от всевозможных опасностей, подстерегающих нас в этом мире. Наше эго заставляет нас верить в то, что тот, кто не думает, будто деньги могут купить счастье, просто не знает, где их взять.
Снова и снова наше эго дает нам понять, что мы живем в несправедливом мире, где мы непременно станем жертвами, если не будем постоянно начеку. Наше эго чувствует себя хорошо тогда, когда мы убеждаемся в том, что являемся жертвами, ведь тогда мы передаем ему всю свою силу.
Наше эго меньше всего хотело бы, чтобы мы поверили в то, что у нас есть выбор — что мы можем не быть жертвами, что мы можем выбрать любовь, а не страх, что у нас есть выбор простить, а не держаться за свое ожесточение, зависть и осуждение.
Очень легко увидеть, что эго воспринимает счастье, любовь и душевное спокойствие как своих врагов, поскольку, когда мы наслаждаемся этими состояниями бытия, мы ощущаем свою духовную сущность. Мы видим мир, который совершенно отличается от того, который предложило нам эго.
В прощении нет ничего сложного, если мы смотрим на мир глазами любви, поскольку тогда становится ясно: ответы, которые мы искали всю свою жизнь, можно найти здесь, а не в вере нашего эго во внешние стороны жизни.
В худшем варианте мы слышим, как эго внутри нашего сознания говорит о том, что счастье невозможно испытывать долго, поэтому стоит обратиться к физической реальности в поисках подлинного и долговечного благополучия. В конце концов все рассыплется на части. Что-нибудь точно пойдет не так кто-то или что-то вторгнется в наше счастье. Поэтому нам лучше внимательно поискать человека, которого можно было бы во всем обвинить.
Эго советует нам постоянно искать чужие ошибки, чтобы быть уверенным в том, что мы всегда правы, а другой всегда не прав.
В конечном счете наше счастье или несчастье на самом деле измеряется той степенью, до которой мы принимаем совет своего эго. Подумайте о том, что происходит, когда мы судим других людей, держим в себе обиду или обвиняем кого-то.
То, что мы чувствуем в такие моменты, не позволяет нам ощутить любовь, мир и счастье. Наши чувство несчастья увеличивается, и мы становимся искателями чужих ошибок, тщательно прочесывающими наш мир в поисках обстоятельств и людей, которых можно было бы обвинить в нашем несчастье.
Прощение — это процесс трансформации.
За один удар сердца мы можем освободиться от основанной на внешнем парадигмы, которая говорит нам, что мы должны искать настоящее счастье вне самих себя.
Посредством простого изменения позиции сознания мы можем освободиться от веры нашего эго в то, что для собственной безопасности мы должны поверить в свое положение жертвы и постоянно защищаться.
Изменив точку зрения, мы можем прекратить поиски других людей или вещей вне себя, которые можно было бы обвинить в нашем собственном несчастье. Мы можем принять свою истинную духовную сущность и моментально обнаружить, что именно она всегда была нашим источником любви, мира и счастья. На это требуется не больше времени, чем для одного удара сердца, и это доступно любому.
Прощению может научиться кто угодно в любом возрасте, независимо от своей настоящей системы убеждений, прошлого опыта или способа обращаться с окружающими людьми.