ПСИХОСОМАТИКА ЭМОЦИЙ
Психосоматика эмоций негативной направленности
Как ни парадоксально это прозвучит, но именно эмоции – «виновницы» большинства наших жизненных неурядиц: личностных и социальных конфликтов, трудностей взаимопонимания, сложностей самоопределения и саморазвития. И это упрямый научный факт.
Ибо эмоции всегда видоизменяют наши мысли. Более того, именно эмоции лежат в основе возникновения 80% заболеваний, а остальные 20% случаев – отягощают их.
И трудно не согласиться с мэтром психосоматики Антонио Менегетти, утверждавшим, что «эмоция – это некое психическое присутствие, которое со временем начинает соматизироваться».
Я выделил среди общего числа таких эмоций главные. Так страх, гнев, раздражение, обида, вина, стыд, беспокойство и тревога, являясь эмоциями негативной направленности, создают наибольшее количество проблем.
Одним из колоссальных пластов информации, ведущей к пониманию себя и других, является психосоматика тела или обусловленность физического тела психическими явлениями и реакциями – мыслями, чувствами, переживаниями, эмоциями, которые формируют автоматический паттерн или шаблон реагирования через биохимию тела.
Почему именно она? Да потому, что из всей нашей многосложной природы лишь физическое тело с присущим ему автоматизмом являет собой аналог целостности – организованной и упорядоченной структуры, где каждая часть системы выполняет свою работу «несмотря ни на что» и даже тогда, когда происходит серьёзный «сбой» в каком-то элементе.
Более того, у этой системы есть взаимовыручка, ибо, когда кто-то из её слаженного механизма «выпадает» ненадолго или насовсем (к примеру, в случае удалённого органа), то все гуртом «подстраиваются» под новые условия, балансируя возможности и собственные ресурсы. Чего нельзя сказать о неустойчивой эмоциональной природе желаний и ещё не интегрированном со всей остальной природой ума или сознании.
Поэтому «расшифровав» психосоматику тела можно обнаружить множество личностных ограничений, главные из которых сформированы ещё внутриутробно и в последующие года взросления. Это:
страх
гнев/недовольство
чувство вины
стыд
обиды
Остальные психоэмоциональные реакции не формируют деструктивную модель реагирования, хотя и вносят определённый диссонанс в телесную природу.
Не секрет, что современное человечество в своей массе эмоционально поляризовано. А это означает, что подавляющим большинством управляет-
сексуальный центр через вожделение и стыд,
эмоциональный/ пупочный центр через страх и его вариации
центр солнечного сплетения через гнев или недовольство и необузданную жажду желания, которая, будучи «вечно неудовлетворённой», рождает нетерпение и раздражение, смутно обуреваемая тревогой и беспокойством.
Всё это приводит к тому, что в традиционной психологии именуется как комплекс неполноценности (неполной ценности или отсутствие целостности) с присущей ему (комплексу) неуверенностью и непрестанными сомнениями.
Узнаёте себя?
Если не лукавить, то все мы в том или ином жизненном периоде перебираем эти несовершенные грани своей личности. Но вопрос, по сути, о том, насколько мы справляемся с «детскими ограничениями» уже во взрослой жизни?
Ведь упомянутые мною чувства обиды, вины, стыда, недовольства, страха, раздражения и тревоги, вытесненные в подсознание, формируют индивидуальные модели поведения, характерные для каждого из нас. В их основе – искажение восприятия ввиду отсутствия целостного взгляда и понимания сути ограничений, как катализаторов желанных изменений и духовного/личностного роста, коими выступают в большинстве своём вышеупомянутые эмоции.
Если провести условное разделение психоэмоционального реагирования на любые жизненные события, то мы реагируем через удовольствие или неудовольствие.
И то и другое состояние принимает различные формы проявления. Последние – это всевозможные страдания. К примеру, психогенная или психосоматическая боль. Психическая травма и / или психическое расстройство лежит в основе психогенной боли. Её вполне можно отнести к душевной боли с точки зрения психологии, ибо психология – наука о душе или психике и психических переживаниях.
Так вот, психогенная боль «скрывает» деструктивные эмоциональные проявления тревоги, страха, гнева, раздражения, ненависти, как аффективной реакции, либо подавленной или вытесненной в подсознание негативного вовлечения психики.
Головная боль, резкая или продолжительная боль в спине, спазм в грудной клетке или животе, чаще всего возникают без органических и функциональных изменений со стороны органов и систем, но как эмоционально–физиологическая реакция «временного диссонанса» или расстройства.
Часто в «анамнезе» психогенной боли можно обнаружить тревожные состояния, вялотекущую и затяжную депрессию, ипохондрию или истерию, наличие всевозможных страхов, принимающих форму фобий, в основе которых мировоззренческий или социальный конфликт.
Логичный вопрос: почему мы так «чувствительны» к эмоциональному «бомбардированию» тела? И как на практике происходит процесс сбоя в физиологической системе организма?
Всевозможные эмоции подавления, излишнего переживания и реагирования вызывают соответствующую защитную реакцию тела, которое, в свою очередь, образует мощный мышечный «корсет напряжения», сжимая человека словно панцирь. Соответственно, понижается общая психофизическая мобильность/подвижность, как телесная, так и умственная, вызывая ощущение зажатости, скованности и пониженной «стрессоустойчивости».
В условиях нарастающего напряжения этот «корсет» твердеет, а при расслаблении – смягчается. Возникновение зон постоянного хронического напряжения в теле, приводит к функциональным нарушениям психосоматического характера.
Данный «корсет напряжения» формируется вокруг главной оси нашего тела позвоночника. И в этом смысле позвоночник не только основа для здорового движения, а и наша главная психологическая опора («столбик из золотых монет», как именовали его в древности), позволяющая балансировать между внешним влиянием и внутренним самоощущением.
Будучи главной остью нашего организма, он “отражает” то, как внешний мир воздействует на нас, а также и то, как мы реагируем, соответственно, на его влияния. В зависимости от отдела позвоночника, беспокоящего нас, мы можем сделать вывод о том, что мы блокируем извне.
Грудной отдел – любовь
шейно-грудной – сотрудничество
пояснично-крестцовый – взаимопомощь.
Если возникают проблемы со сгибанием, значит, мы сопротивляемся внешним силам, которые, на наш взгляд, вынуждают нас подчиниться определённым условиям или правилам, которые для нас неприемлемы. Наоборот, в случае затруднённого разгибания, что-то внутри нас сопротивляется тому, чтобы быть свободными и не стеснёнными в движениях.
Как свидетельствует эзотерическая мудрость: «любая болезнь есть результатом подавления жизни души». В контексте психосоматики это означает непрекращающийся конфликт между телом, эмоциями и мыслями, приводящий к устойчивому диссонансу или несогласованности с отсутствием гармонии.
Исследование телесной дисгармонии через анализ и коррекцию психического, создаёт серьёзные предпосылки для его устранения. Однако у тела за многие годы создаётся устойчивый паттерн или определённый шаблон, модель или схема реагирования на длительную несогласованность между психическим представлением и телесным восприятием. И этот паттерн также требует недюжинных усилий по перепрограммированию или изменению деструктивных программ, ведущих к определённым болезням и расстройствам психики.
Но все ответы, так или иначе, есть в теле и к ним нужно идти через его «язык» и «подсказки», которые, буквально, находятся на поверхности.
Каждый позвоночно-двигательный сегмент – ПДС, связка, мышца и нервное окончание реагируют на любую нашу эмоцию, мысль и физическую активность, храня память обо всём пережитом, в особенности, негативном пережитом.
И если игнорировать сигналы тела через данные физические «маяки», то любая психотравмирующая ситуация, даже пережитая нами внутриутробно, будет искать выхода или разрешения, причём уже не только и не столько через вышеназванные участки тела или системы, но через любую психофизическую область нашего организма.
А предтечей большинства проблем с телом является психика, а точнее беспокойный ум желаний и лабильный эмоциональный настрой, реагирующий на страх, гнев, тревогу, недовольство и прочие раздражители.
Наше умственное представление о себе может серьёзно отличатся от того, как мы себя чувствуем эмоционально и ощущаем телесно. А это серьёзный конфликт тела и психики, расстраивающий нашу природу на физическом, эфирном, эмоциональном и ментальном уровнях.
Единение тела и психики — это всего лишь признание того факта, что они и так едины, но разобщены лишь в силу дискретности мышления и фрагментарности нашего ума, а также рассогласованности органов чувств с физическим телом и реакциями его органов и систем.
Воссоединить сознание с подсознанием и бессознательным лишь дело времени и целенаправленных усилий.
Сергей Колеша
Источник: http://kolesha.ru/
Публикация:http://rakursvl.ru/