Клиповое мышление. Бороться нельзя, использовать

 

 

 

 

 

6585_1_1499849043_721

 

 

Как-то сидя в ресторане за столиком в ожидании заказа, я наблюдала за множеством операций, совершаемых сотрудником заведения за минуту. Делая подсчёт на кассовом аппарате, он, не отрываясь от работы, стал отвечать на телефонный звонок. Официант из зала выкрикнул вопрос по меню, и парень с трубкой у уха, на секунду подняв глаза от кассы, ответил. Затем повернул голову с телефоном к входу и с улыбкой поприветствовал новых посетителей. Указав на свободные столики и проговорив несколько слов о сегодняшней акции, он продолжил общаться по телефону и клацать на кнопки кассы… Все его действия были доведены до автоматизма.

Пример пришёл мне в голову, когда я взялась за написание статьи о клиповом мышлении современных школьников и молодых людей: фрагментарном, быстром, поверхностном. Этот двадцатилетний парень — представитель поколения с таким восприятием действительности, которое считается проблемным, потому что юноша больше походил на робота, нежели человека. Ведь совершать одновременно множество второстепенных операций свойственно машине.

Сегодня очень ценятся «мультитаскные» работники. Хотя наука твердит о вреде многозадачности в том виде, в каком требуют современные работодатели; большинство хочет, чтобы нанятый сотрудник больше делал и меньше думал.

Такая непопулярная у подрастающего поколения умственная операция, как «думанье», больше свойственна людям постарше с понятийным мышлением, позволяющим смотреть на мир вдумчиво и целостно. Это прерогатива интеллектуально развитой личности. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями. Есть мнение, что с ростом технического прогресса оно постепенно превращается в рудимент и уходит в прошлое…

Клиповое мышление: что это значит

 

Педагоги, психологи, физиологи и социологи сегодня потерялись в понятиях относительно клипового мышления. Ведь процессу думанья, если его разобрать на составляющие, свойственны такие мыслительные этапы, как внимание, восприятие, память, воображение, воспроизведение. А мышление есть совокупность этих умственных процессов, лежащих в основе познания.

Всех этих значений нет у слова клип: быстро сменяющиеся и несвязанные по смыслу обрывки информации, впечатления и образы, не требующие анализа и осмысления. Так что употребление вместе этих понятий кажется неуместным. Лучше уж сказать клиповое внимание, восприятие, сводящееся к банальной реакции на быстро меняющиеся условия и свойственное в большей степени молодежи, но не только.

Люди постарше, которым сейчас около 40 лет, заставшие советскую систему обучения в школе и вузе, также признаются, что разучились воспринимать длинную однородную информацию и читать книги. Текст объёмом в сто – триста страниц — куда ни шло, но многостраничные произведения — увы. Буквы не складываются в слова, быстро утомляешься и появляется желание оптимизировать процесс, то есть «пробежаться по строчкам» и получить общее впечатление.

Такая потребность появляется, когда взаимодействуешь со множеством внешних раздражителей… Если у индивида нет желания укрыться от них: не видеть, не слышать, не понимать и не чувствовать, что свидетельствует о неблагоприятном состоянии нервной системы и психики, а на первый план выходит стремление из массива информации выделить важное и приступить к действию, то это признак эволюции…

Первичная реакция здорового организма на изменившиеся условия существования — приспособление. В нашем контексте это защита мозга от перегрузки. Обороняясь от большого количества воздействующих факторов, он начинает действовать по короткому пути, больше работать с кратковременной памятью, чем с долговременной, характерной для мыслительного процесса.

Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора. Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка образов. Клиповая подача информации сегодня везде. Её атрибуты: яркая визуализация, эмоциональность, ассоциативность, запоминаемость, краткость, высокая скорость восприятия картинок, постоянное обновление.

 

Признаки клипового мышления

 

Когда в 90-е годы на ТВ впервые появился клип — беспорядочная смена картинок — многие не могли понять, что это. Постепенно мозг привык к такому формату и выработал нужное восприятие. Теперь мы уже говорим о признаках и следствиях клипового мышления, среди которых отмечают:

  • неспособность работать с большими объёмами данных;
  • быстрая утомляемость;
  • хаотичное рассеянное внимание;
  • трудности с концентрацией;
  • гонка за внешним образом и сменой впечатлений;
  • перманентное перевозбуждение;
  • быстродействие или спешка;
  • многозадачность;
  • подверженность постороннему влиянию;
  • повышенная внушаемость;
  • обширная, но бессистемная информированность по любым вопросам;
  • поверхностность знаний и суждений;
  • прокрастинация

Некоторые из этих следствий нельзя назвать нормой, например, быструю утомляемость. И всё же признаки клипового мышления — требования времени, к которым лучше приспособиться и грамотно использовать. На смену информационному голоду прошлых десятилетий, пришло «инфоожирение». Спору нет, голод — это плохо, равно как и бесконтрольное потребление пищи. Аналогично и с поглощением информации.

Раньше школьники без труда сидели на уроке 45 минут. Характер обучения чаще всего был линейным: когда одно дополняло другое, постепенно выстраиваясь в единую систему. Теперь внимание ребёнка можно удержать всего 15 минут… Определённо педагогам приходится туго, и ситуация с современным образованием сложная.

 

Клиповое мышление: плюсы и минусы

 

Это явление времени имеет как плюсы, так и минусы. К минусам клипового мышления школьников относят рассеянность или расстройство внимания, отсутствие усидчивости, гиперактивность, утрата мыслительной функции, желания познавать и способности творить.

А также снижение чувствительности и понимания других, отсутствие рефлексии, коммуникативных навыков и небольшой словарный запас. Преобладание конкретного мышления над абстрактным, отсутствие собственного мнения (подмена его вычитанным из интернета), некритичность мышления, излишняя тяга к комфорту.

Считается, что с клиповым мышлением многого в карьере не добьёшься, но исполнители из такой молодёжи хорошие, легко управляемые… Сторонники классического образования с беспокойством наблюдают, как основа интеллектуального развития — понятийное мышление уступает позиции клиповому. Бытует мнение, что людям с понятийным мышлением сложно стать богатыми, а людям с клиповым — великими личностями. Может их синтезировать, чтобы состояться на жизненном поприще?!

К немногочисленным плюсам клипового восприятия подрастающего поколения специалисты относят быструю реакцию и принятие решений, умение подстраиваться под условия. Скудный словарный запас компенсируется способностью поглощать и перерабатывать большие объёмы информации в динамичной форме через символы, образы и схемы. За счёт этого у молодых людей увеличился объём внимания, которое хорошо переключается и распределяется.

Они вынуждены запоминать много учебного материала, но память не перегружают, стараясь вычленять главное. Ни к чему хранить в голове ненужные данные, если под рукой интернет. Исчезла потребность в анализе и логике. Хотя некоторые предметы в школе и направлены на их развитие, считается, что система ЕГЭ значительно сократила использование этих когнитивных навыков, поэтому подходит далеко не для всех учебных дисциплин.

Как избавиться от клипового мышления

 

Специалисты спорят, развитие или деградацию влечёт за собой клиповое мышление? В любом случае непросто перейти от понятийного восприятия действительности к клиповому и тем более обратно. Мозгу требуется время, усилия, саморабота, поэтому мы наблюдаем предсказуемую картину — борьбу противоположных мнений и недопонимание поколений.

По данным российского образовательного портала «Инфоурок», педагоги работают над изменением приоритетов обучения с помощью информатизации образования. Порой им кажется, что всевозможные девайсы и гаджеты не столько упрощают нашу жизнь, сколько усложняют…

Современные исследования показывают, что обучение — это расширение сети нашего понимания. Оно эффективнее, когда мозг берёт по кусочку новых сведений и присоединяет их к уже существующим. То есть, по сути, он не изменился, предпочитая постепенность, а не аврал информации.

 

 

145111_or-1

 

 

Нейробиологи утверждают, что мозг, как и прежде, обрабатывает задачи последовательно и никак иначе, а многозадачность — это иллюзия, в которую впало наше общество, качества машины присвоив людям…

На первый план выходит развивающая функция обучения. Используются учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частная смена деятельности и многозадачность. Клиповость как элемент обучения присутствует, но не преобладает. Монотонность и злоупотребление линейной подачей материала исключены. Большое разбивается на блоки, упрощается. Изученное многократно повторяется.

По мнению педагогов, сегодня возникла настоятельная потребность и в культивировании живого общения между учениками, пока оно не исчезло совсем. Обязательно надо прививать вкус к чтению художественных произведений и обсуждению прочитанного в противовес бесконечному серфингу в интернете и безраздельному влиянию СМИ на юные умы.

Как прийти к равновесному мышлению

 

Можно ли совместить оба вида познания и сформировать нечто вроде равновесного мышления. Как говорилось выше, люди 30–40 лет находят в себе признаки клипового и ещё не утеряли свойства понятийного мышления. Совмещать малосовместимое помогают восточные практики: тренировка концентрации внимания, медитация, дыхательные упражнения, йога.

На Востоке давно провозгласили главенство трансцедентального разума, имеющего неограниченные возможности и переходного к более высоким уровням сознания, которое предполагает сохранение главных человеческих ценностей, отношений и созидательную деятельность.

Дыхательная медитация

 

Беспокойный ум человека — источник многих проблем современности. Если всё вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить мысли в спокойное состояние. Хорошо работает медитация, которую часто побаиваются, связывая с какой-то тайной: посидеть в тишине с прямым позвоночником кажется слишком простым для такого сложного понятия.

Между тем 5–10 минут сидения утром и столько же вечером, значительно улучшат состояние нервной системы. Практикующие отмечают, что обретается какая-то неосязаемая внутренняя опора, и день складывается по-другому, более осознанно.

Зачастую под медитацией понимают расслабление. Многие тренинги направлены именно на это. Самая известная и доступная из них — дыхательная медитация. Никаких специальных упражнений не требуется, только подсчёт собственного дыхательного цикла: вдоха-выдоха с небольшим растягиванием последнего и осмысленное сосредоточение на этом процессе. Уже через минуту можно почувствовать облегчение.

 Обычно возбуждённому человеку рекомендуют: «Дыши глубже». Дышать надо не глубже, а медленнее, тогда эмоциональное состояние стабилизируется. Вспомните, когда вы в стрессе, — дыхание учащается. Замедляя его, вы вызовете обратный эффект.

Настоящая медитация — это не только и не столько расслабление, сколько большая внутренняя работа, открывающая горизонты развития личности. Научные опыты показали, что человек, расслабленно сидящий с закрытыми глазами и медитирующий, — разные вещи. Над головой второго приборы улавливают мощные электрические волны и ауру свечения…

Если практик захочет пойти дальше, то к его услугам профессиональные сообщества, где обучают настоящей медитации. Можно посетить ретрит, поучаствовать в випассане — необходимых этапах на пути освоения качественной медитации, которые помогут установить связь со своим «Я».

День тишины и «мауна»

 

В домашних условиях можно провести «День тишины». Ограничить себя в пользовании интернетом и общении с окружающими, если не на день, то хотя бы несколько часов. Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории… Заняться хобби. Уйти в эти часы от повседневных забот, высоких скоростей и автоматизма. Позволить себе делать все дела в два раза медленнее, как бы привнося бдительность и осознанность в каждой действие. Мозг будет благодарен за такие паузы, его работа улучшится, а восприятие текущих событий станет яснее.

В йоге есть интересная практика, хорошо справляющаяся с говорливым умом. Мауна в переводе с санскрита означает молчание не только в речи, но и в уме. Хотя бы в течение двух часов нужно постараться никуда не выходить из дома, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти. А также не смотреть ТВ, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел. Лучше отвести такой практике сутки. Конечно, это требует определённого опыта, который по мере упражнений в молчании, придёт.

Видный индийский политический лидер и мыслитель ХХ столетия Махатма Ганди регулярно практиковал мауну. Во время молчания внутри себя он находил ответы на многие вопросы и добился почти невозможного — мягко и тактично с доброжелательной улыбкой отвадил колонизаторов всех мастей от своей страны, заставив их признать суверенитет Индии.

Современные курсы по медитации, помимо обучения расслаблению, ставят целью ещё и научить быстро сосредотачиваться на чём-то одном. Когда хорошо концентрируешься, даже трудная работа выполняется быстрее и качественнее. Вы погружаетесь в неё настолько, что ничего не замечаете. Большинство из нас работает, постоянно отвлекаясь на внешние раздражители, делая внимание слабым, расщеплённым и растрачивая ресурсы мозга.

У нас есть автоматическое и произвольное внимание. Обладатели клипового мышления склонны к первому — быстрому, импульсивному, многозадачному. А у людей с понятийным мышлением хорошо развито произвольное внимание, требующее таких волевых актов, как усвоение, понимание, анализ.

 

 

silhouette of a child head with the brain of the puzzles and education icons.. the concept of education of children. the generation of knowledge

 

 

Внимание можно натренировать, как мышцу. Упражнений в концентрации много. Можно по 5 минут в день, ни на что не отвлекаясь, смотреть на точку на стене, янтру (рисунок), написанное слово или мантру. Созерцать нейтральный предмет, например, вазу. В йоге есть интересная практика концентрации на пламени свечи — тратака. Можно сосредотачиваться на различных частях тела — дришти.

Как работает сосредоточение, иллюстрирует пример из физики с рассеянным и однонаправленным светом — лучом. Концентрация — это умение собрать рассеянное внимание в луч ментальной энергии и направить его на выполнение дела. Хорошая концентрация не может быть длительной: 3–4 часа. Природа налагает ограничение на ресурсы мозга. Профессионалы придерживаются этого правила и многого добиваются.

Как ещё поддержать концентрацию? Находясь на природе. Неспроста в Японии среди учебных дисциплин для школьников ввели уроки созерцания и любования природой. А вот прогулки по городу растрачивают. Вспомните, сколько там рекламы и броских вывесок, борющихся за наше внимание. Эксперименты показали, что люди, побывавшие на природе, на 20 % лучше отдыхающих в городе выполняли свои повседневные задачи.

Сегодня в мегаполисах очень много людей с рассеянным истощённым вниманием. В таком состоянии человека можно убедить в чём угодно. Этим пользуются воротилы индустрии потребления, «впаривая» ненужные товары и услуги. На ум приходит финальная фраза из фильма Терри Гиллиама «Теорема Зеро». Коэн, главный герой, — топ-менеджер большой корпорации по доказыванию математических формул и теорем… Одновременно он занят поисками своего жизненного предназначения.

Однажды ему поручают довести до конца формулу, на которой сгинули многие хорошие специалисты. Дойдя до полного выгорания, он понимает, что у неё нет доказательства. Окончательно измучившись и во всём разочаровавшись, он в отчаянии бросается к боссу с вопросом, зачем тот заставляет людей работать над невозможными задачами… И получает ответ, что нужна какая-то цель, пусть даже иллюзорная. Видимость работы, смысла, суеты… Хаос приносит прибыль!

Лучше контролировать собственный «хаос», чтобы жизнь не заставляла решать иллюзорные задачи.

 

 

 

Автор статьи Вероника Мысник

Источник: /www.oum.ru/yoga/samorazvitie

 

Публикация: /rakursvl.ru